Архив новостей

18.03.2020

Психологическая травма у детей: советы замещающим родителям

Замещающие родители могут сделать очень многое для восстановления состояния ребенка после пережитых потрясений и тяжелых стрессовых ситуаций. Реакция ребенка на горе или пережитую трагедию будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от его возраста, стадии развития и становления личности, а также от того влияния, которое оказало это событие на его родителей или других членов семьи. Реакция ребенка может быть совершенно не такой, какую вы не ожидаете.

 

Реакции на психологическую травму могут быть следующими:

  • Уход в себя – такая реакция может выражаться в утрате интереса к деятельности, в потере доверия, в нежелании разговаривать или же в регрессе к более инфантильному поведению.
  • Зацикленность – проявляется в потребности вновь переживать стрессовые события, например, через повторяющиеся игры или рисунки. Ребенок может быть чрезмерно обеспокоен возможными событиями в будущем (которые, по его мнению, могут быть как-то обусловлены случившимся) или же по ночам ему могут сниться кошмары.
  • Тревога – в связи с тревожным состоянием могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или сосредоточением, навязчивое поведение, боязнь разлуки, проблемы со сном, раздражительность и несдержанность.
  • Физические симптомы – зачастую проявляются головными болями и болями в животе. Также возможны задержки реакции.
  • Поначалу может показаться, что некоторые дети хорошо справляются с ситуацией, но стрессовое состояние может проявиться у них гораздо позже, например, дать о себе знать через несколько дней, недель или даже спустя месяцы.


Важно поговорить о произошедшем!

Внимательный и доверительный разговор помогает выявить все проблемы. Попробуйте сделать следующее:

  • Убедите ребенка, что все уже позади и он в безопасности (но только если это действительно так). Возможно, вам придется говорить ему об этом снова и снова.
  • Прислушивайтесь к ребенку. Отнеситесь серьезно к его тревогам и чувствам.
  • Пусть ребенок знает, что вам важно выяснить, что он сам думает о случившемся, так как его мнение вам очень дорого.
  • Расскажите ребенку о том, что произошло, но так, чтобы это было доступно его уровню понимания, не вдаваясь в пугающие и страшные подробности. Используйте понятный для ребенка язык. Если вы попытаетесь скрыть от него точную информацию, он будет заполнять пробелы в понимании на основе своего опыта, имеющейся у него информации и с помощью своего воображения, а это может усугубить его состояние.
  • Убедитесь, что ребенок не сделал каких-либо неправильных выводов. Например, дети младшего возраста могут думать, что трагедии – это их вина, потому что они были непослушными или плохо думали о ком-то.
  • Поговорите о событии в кругу семьи. Разрешите высказаться абсолютно всем, в том числе и детям. Это поможет каждому члену семьи преодолеть изоляцию, понять и услышать друг друга, а также почувствовать поддержку.
  • Поговорите с ребенком о том, как люди могут реагировать на трагические события. Расскажите ему о различных проявлениях таких состояний. Скажите ребенку, что в таких обстоятельствах его чувства абсолютно естественны и нормальны, убедите его в том, что со временем он будет чувствовать себя лучше.

 

Ваша реакция очень важна!

 

То, как кризис влияет на вас, а ваши реакции на чувства и поведение ребенка, будет играть огромную роль и оказывать мощное воздействие на способность ребенка справиться со случившимся и выйти из стрессового состояния. Что при этом следует иметь в виду?

  • Будьте понимающими. Примите тот факт, что изменения в поведении ребенка, такие как истерики или ночное недержание мочи, могут быть его реакцией на горе или пугающие события.
  • Уделите ребенку дополнительное внимание, особенно перед сном, а также в других случаях, когда он находится не с вами и его это очень волнует.
  • Дети смотрят на родителей, чтобы понять произошедшее горе и найти способы отреагировать и побороть его. Чтобы понять свои страхи и стресс, а также чтобы утешиться и получить поддержку, им необходимо, чтобы взрослые были рядом. Если вы страдаете и не можете справиться со своими чувствами, реакциями или отношениями, важно, чтобы вы все-таки нашли поддержку и помощь для себя. Если вы этого не сделаете, страх и душевные страдания ребенка будут только усиливаться.
  • Деликатно и осторожно поговорите с ребенком о своих чувствах и позвольте ему рассказать о своих.
  • Помните, что все люди разные и могут иметь разные эмоциональные реакции. Не ожидайте, что ребенок почувствует то же, что и вы.
  • Дайте ребенку ощущение контроля над своей жизнью. Даже незначительные решения, такие как выбор между двумя начинками для бутерброда, позволяют ребенку обрести чувство контроля над ситуацией. Это особенно важно после душевного хаоса, который следует за кризисом. У детей, которые чувствуют себя беспомощными (и не чувствуют контроля), как правило, симптомы стресса имеют более выраженную глубину.
  • Старайтесь не слишком оберегать ребенка. Желание, чтобы после пережитого все члены семьи были рядом, – это нормально, но важно также, чтобы они чувствовали, что их (собственный) мир – вполне безопасное место для жизни.
  • Очень важен распорядок жизни семьи

    Предложения следующие:
  • Старайтесь как можно больше придерживаться вашего обычного распорядка дня. Ежедневная предсказуемость привычного графика действует на детей успокаивающе.
  • Заверьте ребенка в том, что очень скоро его обычный распорядок дня вернется на круги своя. Какое-то время он может быть не в состоянии справляться со своими ежедневными делами, например, посещать школу или выполнять работу по дому. Не давите на него. Просто дайте ему время.
  • Не вводите пока никаких изменений, например, таких как новые правила или более строгие стандарты поведения. Оставьте это на другой раз.
  • Сохраните роли в семье такими, какими они были прежде. Например, не настаивайте, чтобы ребенок взял на себя больше обязанностей по дому, и не ожидайте, что он будет удовлетворять эмоциональные потребности опечаленных (горюющих) родителей.

 

Практические стратегии для родителей
Предложения следующие:

  • Позвольте ребенку проводить много времени, играя или занимаясь рекреационной деятельностью, например, спортом, в частности любимыми играми с лучшими или старыми друзьями.
  • Оставьте время для веселья. Смех, хорошее времяпровождение и занятия для совместного удовольствия могут помочь всем членам семьи почувствовать себя лучше.
  • Если аппетит ребенка уменьшился, не настаивайте на том, чтобы он ел во время трех основных приемов пищи. Если в это время он не хочет есть, просто предложите ему регулярные перекусы в течение дня.
  • Убедитесь, что ребенок достаточно отдыхает и спит.
  • Привлекайте ребенка к каким-то физическим занятиям – это поможет ему «сжечь» химические вещества, выделяемые организмом во время стресса, а также укрепит сон.
  • Ограничьте стимуляторы, такие как сахар, яркие продукты и шоколад.
  • Помогите ребенку расслабиться физически – теплые ванны, массаж, рассказ хороших историй и частые объятия прекрасно помогут снять мышечное напряжение.
  • Вмешайтесь, если какая-либо деятельность расстраивает или тревожит ребенка – например, телевизионное шоу, которое напоминает ребенку о пережитой травме или способствует увеличению беспокойства, тревоги или страха. Не бойтесь выключить телевизор, если содержание программы не способствует восстановлению ребенка.

 

О чем нужно помнить…

  • Дети и взрослые оправятся от горя или тяжелых переживаний, необходимы время и поддержка.
  • То, как вы сами справляетесь с кризисом и как вы реагируете на чувства и поведение ребенка, будет иметь огромное влияние на его способность пережить тяжелые события.
  • Рассказывайте ребенку о фактах произошедшего события доступным для его понимания языком.
  • Но если вы обеспокоены состоянием ребенка или чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обращайтесь за профессиональным советом к педагогу-психологу, социальный педагог, психотерапевту и т.д.

 

Дети уязвимы и чувствительны как к насильственным так и ненасильственным несчастным случаям:

  • Расставание с родителями (изъятие ребёнка из семьи);
  • Развод
  • Усыновление/удочерение
  • Смертельная болезнь близких людей
  • Внезапная смерть близкого человека
  • Пожары в доме
  • Аварии
  • Несчастные случаи на воде
  • Физическое/сексуальное насилие
  • Свидетели злоупотребления наркотиками
  • Суицид/парасуицид
  • Убийство

 

Как узнать, что ребёнок переживает психологическую травму?

Когда следует начинать беспокоиться?

Когда ребёнок:

  • Был участником или свидетелем описанных выше событий
  • Испытывает трудности с учёбой в школе, концентрацией и вниманием
  • Стал ругаться и часто драться
  • Кажется чрезмерно возбуждённым или испытывающим тревогу
  • Часто вздрагивает и легко путается
  • Испытывает проблемы со сном, и ему снятся кошмары, или он предпочитает спать где-нибудь в другом месте, но не в своей постели
  • Хочет быть рядом с вами чаще, чем обычно
  • Не говори о том, что произошло, или об этом не умолкая

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Даже если ребёнок был подвержен потенциальной травме несколько лет назад, его поведение сегодня может быть запоздалой реакцией на ту психологическую травму.

Что нужно знать замещающим родителям?

  1. Ребёнок может быть подвержен психотравме также, как и взрослый.
  2. У ребёнка могут быть такие же реакции как и травмированного взрослого.
  3. Постравмотический стресс создаёт реакции, которые дополняют реакции горя или отличаются от них.
  4. Для того чтобы испытать психотравму, ребёнок не обязательно должен быть свидетелем или жертвой произошедшего, он может быть просто одноклассником или приятелем пострадавшего.
  5. Насилие – это не единственная причина возможной травмы у ребёнка.
  6. Аварии на дорогах, пожары, серьёзные операции, смертельная болезнь того, кого любит ребёнок, несчастные случае на воде, обнаруженные тела, развод родителей, стихийные бедствия, изъятие ребёнка из семьи-это всё может быть причиной психологической травмой.
  7. Такие случаи, как убийства члена семьи, могут травмировать всю семью.
  8. Чем дольше человек подверженный травме обходится без профессиональной помощи, тем более хронический и сильный характер приобретают его реакции.
  9. Целенаправленная помощь по устранению последствий травмы может помочь ребёнку избавиться от ужасов и приобрести чувство контроля и силы над «монстрами», которых породил их предыдущий опыт.
  10. Травмированный ребёнок отчаянно нуждается в терпении, обеспечении безопасности и чувства защищённости, а также в заботе.

 

Способы помочь ребёнку и…..

Понять

  1. Травма ни на что не похожа. Она может спровоцировать такие реакции, которые вы прежде никогда не наблюдали, а у ребёнка никогда прежде этого не было.
  2. Ребёнок может не контролировать своё поведение, потому, что ужас, который он пережил, не позволяет ему контролировать свои чувства. Может быть, этот ужас движет его поведением.
  3. До тех пор пока поведение ребёнка не причиняет вред ему или другим, это нормально.
  4. Если вас огорчает поведение ребёнка, лучше пообщаться со специалистом по травме, потому что такое поведение часто нуждается в специальном вмешательстве.

 

Быть терпеливыми

  1. Травма разрушает у ребёнка чувство безопасности и защищённости. Ему потребуется время, чтобы начать ощущать себя в безопасности и чувствовать, что вы сможете его защитить.
  2. Вам как замещающего родителя ребёнка, подверженного травме, будет нелегко наблюдать возвращение ребёнка к тем моделям поведения, которые были присущи ему раньше, и видеть, что это уже не тот ребёнок, который был до травмы. Ему нужно, чтобы вы были терпеливы.
  3. Какие модели поведения он не избрал после травмы, не важно насколько странными или пугающими они вам кажутся, но это попытка ребёнка снова почувствовать себя сильным и защищённым. Будьте терпеливы. Не подталкивайте его к переменам или оставляйте до тех пор, пока вы не проконсультируетесь со специалистом по вопросам психологической травме.

Заботьтесь

  1. Какой бы ни был возраст, после любой травмы необходимо много внимания и заботы.
  2. Позвольте ребёнку кушать то, что он хочет, следовать везде за вами и даже на какое-то время уйти в себя. Ребёнку возможно захочется, чтобы у него было меньше просьб (требований).
  3. Первые несколько недель проводите с ребёнком как можно больше времени.

Пусть всё будет проще

  1. Охваченный ужасом ребёнок, подросток с трудом сможет концентрировать внимание или запомнить даже самые простые вещи.
  2. Охваченный ужасом ребёнок будет забывчивым. Он может даже забыть, о чём он думал или что он говорил пять минут тому назад.
  3. В течение нескольких недель упрощайте все для него. Не ждите большого. Не вводите нововведения. В это время обегайте ребёнка от стресса. Для травмированного ребёнка это должно быть время «всё, что ты пожелаешь».

Приведите всё в норму

  1. Дайте понять, что нет необычного в его реакциях после того, что он испытал.
  2. Узнайте, какие реакции на травму можно ожидать и дайте понять вашему ребёнку, что ещё можно ожидать.

 

Травма сразу не проходит

Для этого нужно время.

Фотоматериалы