Киберпространство – популярный термин для обозначения воспринимаемого пользователем «виртуального» пространства, содержащегося в памяти компьютера и изображенного графически. Это слово взято из произведений научной фантастики, где оно обычно связано с ситуациями, когда создается прямое общение между мозгом и компьютером.
Киберпространство (англ. cyberspace) – пространство производства и обмена информацией, создаваемой телеинформационными системами, «виртуальная» совокупность информационных сетей, включая Интернет.
В понятие «киберпространства» входят: Интернет, мобильная связь, общения в сети, то есть все, что мы называем виртуальным миром.
Киберпространство - это реальность, свернутая в глобальной компьютерной сети (Интернет). В частности, когда человек просматривает web-страницы, «сидит» в чатах или на форумах, общается по ICQ или пользуется e-mail, он находится в киберпространстве.
Существуют различные определения киберпространства.
Чат (от англ.chat— болтать) - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств общения. То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время, можно получить и несколько ответов сразу от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться.
Форум. Это форма общения на сайте. Каждое сообщение на форуме имеет своего автора, тему и собственное содержание. Как правило, форумы подразделяются на темы. Круг тем форумов ничем не ограничен. Особенность форума в том, что не обязательно отвечать в реальном времени. Темы и ответы хранятся в течение неограниченного времени.
Блог – это интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев или «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд особенностей по сравнению с электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.
Ник (или никнейм) — первоначально «кличка, прозвище», также сетевое имя - псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах).
Специалисты выделяют следующие виды насилия в киберпространстве.
1. Приставание, или «обхаживание», в сети груминг (grooming) – вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения;
Киберпространство дает возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.
2. Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения – буллинг.
Буллинг (английское слово bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:
физический - агрессия с компонентом физического насилия;
поведенческий - жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;
словесный - унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.
Новейшее «достижение» в этой области - так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.
Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.
Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. Иногда наоборот - от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.
Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку:
-у подростков также могут начаться трудности межличностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться;
-они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;
- жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.
К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку:
не верят, что взрослые способны понять их и помочь;
боятся последующих еще больших издевательств;
опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.
3. Демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.
Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».
Конечно, максимальный вред наносит продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. У большинства подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порнографических снимков.
Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.
«Плюсы» Интернета:
- Возможность общения с друзьями, родственниками, знакомыми, живущими в других городах и странах;
- Возможность получения информации по любой теме и в любое время;
- Возможность осуществления покупок через «Интернет-магазины»
- Возможность найти работу или учебу в своей стране и за рубежом;
- Возможность найти спутника или спутницу жизни;
- Возможность посмотреть или скачать фильмы, послушать или записать музыку
- Возможность получить доступ к большому количеству виртуальных (компьютерных) игр и т.д.
«Минусы» Интернета:
- Не всегда можно знать, с кем ты общаешься по Интернету;
- Информация из Интернета не всегда является достоверной;
- При покупке вещей, оплате услуг через «Интернет-магазины» ты можешь быть обманутым;
- Виртуальные деньги легче тратятся, потому что мы не привыкли к ним и не умеем их считать. Легкопотратитьвседеньгисразу.
- Работа за рубежом может быть не такой, какой ты себе ее представляешь и как тебе ее описывают; существует вероятность попадания в рабство;
- Знакомый по Интернету может оказаться насильником или больным (психически нездоровым) человеком;
- Сильное увлечение компьютерными играми может перейти в зависимость;
- В Интернете есть большое количество мошенников;
- В Интернете есть вредные сайты и вредная информация (например, порнографическая, игры суицидальной направленности и т.д.);
- Вирусы, спам и др.
Правила безопасного поведения в Интернете для детей
- Подумай, прежде чем выслать «виртуальному другу» информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии.
- Фотографии, попав в «виртуальный мир», остаются там навсегда. Их нельзя убрать или уничтожить. Даже если ты уберешь их со своего сайта, то они все равно останутся в «виртуальном пространстве». Размещая свои, не очень приличные фотографии, подумай о том, что их могут увидеть твои друзья, родители, знакомые.
- Ты не знаешь, кем твой «виртуальный друг» может оказаться в обычной жизни. Если ты решишь встретиться с ним, сообщи об этом родителям или человеку из реального мира, которого ты хорошо знаешь и которому доверяешь. Пригласи с собой на встречу друга или подругу из реального мира.
- Выбирай для встреч с «виртуальными друзьями» в реальном мире людные места и светлое время суток.
- Если в киберпространстве ты получаешь письма или сообщения с угрозами или оскорблениями, расскажи об этом родителям или человеку из реального мира, которому ты доверяешь.
- Если тебя что-то смущает или пугает в «виртуальном мире», расскажи об этом родителям или человеку из реального мира, которому ты доверяешь.
- Помни, то, о чем ты читаешь или что видишь в Интернете, не всегда является правдой.
- Будь культурным пользователем Интернета. Каким будет «виртуальный мир» - во многом зависит от тебя.