Архив новостей

04.05.2017

Горе и утрата

Последствия  утраты в жизни ребёнка

К сожалению, в жизни встречаются ситуации, когда близкие и дорогие нам люди нас покидают. Обстоятельства, которые заставляют человека переживать горе и утрату, могут быть вызваны смертью родных людей или же разрывом отношений с ними.В данной статье речь пойдёт о переживаниях ребёнка, которые волей судьбы столкнулись с такими обстоятельствами.  

 По мнению известного детского психолога Марии Капилиной, потеря родителя для ребенка очень страшна, ведь тотдля него – весь его мир. Причем для ребенка лет до 7-8 нет принципиальной разницы, умерли его родители или его у них забрали.

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль и  утрату близких отношений.

 Еще одно традиционное заблуждение – считать, что ребенок не может любить родителей, которые плохо с ним обращаются. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека, ипорой дети любят своих родителей “вопреки”: не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть, додумывая про них хорошее и не замечая плохое.

   Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие. Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей, по сути, является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями – невозможно.

    При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребёнок как бы переживает "наводнение" своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

  Принимая ребенка, приемные родители должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное.

 Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которую они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль. Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

Особенно важно быть вместе с ребёнком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение к негативным сторонам поведения, быть открытым чувствам ребёнка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние). Такова общая стратегия, а конкретные ее воплощения и действия в реальных жизненных ситуациях могут быть разными и зависят от того, в каком возрастном периоде находится ребёнок.

Чтобы дать ребенку новые положительные эмоции, которые заменят старые переживания, вызванные травмой, и позволят снова почувствовать себя в безопасности и полным сил, необходимо стать важным человеком в жизни ребенка: стать для ребенка человеком, который не представляет никакой опасности; контролировать свои эмоции; оправдать ожидания ребенка; ежедневно демонстрировать ребенку свою уверенность в том, что вы в состоянии ему помочь; показывать, что вы всегда рядом.

Людмила Голенко,

педагог - психолог государственного учреждения образования “Кобринский районный социально-педагогический центр” 

Фотоматериалы