Архив новостей

13.01.2021

«Какой он – трудный ребенок»

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.

Основу девиантного поведения ребенка составляют нравственные отрицательные проявления и поступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи, и т.д.), принявшие характер систематических или привычных.

Выделяют следующие факторы, влияющие на возникновение отклоняющего поведения: биологические, семейное воспитание, культурные условия, обстановка в классе, школе. Все эти факторы тесно связаны между собой. И ни один из них не является единственной причиной отклоняющего поведения. Неполные семьи, ссоры родителей, разводы, враждебные взаимоотношения в семье увеличивают риск возникновения отклоняющего поведения детей. Факторы семьи неодинаково действуют на различных детей. В некоторых случаях дети в неполных семьях поддерживают хорошие отношения с обоими родителями, несмотря на их разногласия. И отклоняющее поведение возникает отнюдь не из-за присутствия этого фактора, а вследствие его взаимодействия с другим фактором повышенной индивидуальной восприимчивости к внешним воздействиям.

Ряд психологов подчеркивают роль школы в развитии отклонений в поведении. Существует несколько причин, которые могут породить отклоняющееся поведение: равнодушие к личности ученика, неоправдание ожиданий учеников, отсутствие последовательности в руководстве поведения. Обиду, враждебность, агрессию может вызвать отсутствие индивидуального подхода со стороны учителя. Причем у суровых авторитарных учителей чаще появляются дети с проблемами в поведении.

Возникновение отклоняющего поведения детей могут вызвать культурные факторы, включающие средства массовой информации, сверстников. Многие исследователи утверждают, что просмотр передач, пропагандирующих насилие и возрастание агрессии тесно взаимосвязаны. Молодые люди, а в особенности дети, как бы подражают тому, что они видят, особенно те из них, кто уже находится в зоне риска социальных и школьных проблем.

Плохие отношения со сверстниками, низкий статус или отверженность также являются весомыми факторами полного отхода школьника от норм социального поведения

Детей с девиантным поведением принято обвинять. В их поведении ищут злой умысел, порочные гены. На самом деле в число «трудных» попадают, не самые худшие, а особенно чувствительные и ранимые. Эти дети реагируют на жизненные нагрузки и трудности гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины поведения «трудных» следует искать в глубине его психики. Причина, как правило, не рациональная, а эмоциональная. Более того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

 

Выделяют 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей.

  1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития эмоционального благополучия, то он находит способ его получить – непослушание. Взрослые сыплют замечания, ребенку это не очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакое. Родителям необходимо найти способ показать положительное понимание к ребенку.

 

  1. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Детям трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Да, необходимо прививать детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, т.е. воспитывать. Вопрос в том, как это делать. Если замечания слишком частые, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличительны, то ребенок начинает восставать, и взрослый сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Главное – научить детей просчитывать шаги как можно дальше вперед. Трудно подавлять в себе желание навязать ребенку свое решение. Но гораздо большую пользу ему принесет такая фраза: «Давай вместе по-взрослому, спокойно обсудим эту твою проблему, а решение примешь ты сам». Дети получают удовольствие, когда пользующийся у них авторитетом взрослый по-деловому, без обвинений и упреков, без высокомерия обсуждает проблемы. Такой знак доверия особенно ценится.

 

  1. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, родители постоянно ссорятся, несправедливые замечания. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «вы мне сделали плохо, пусть же и вам будет плохо».Родителям надо понять, чем обижен ребенок.

 

  1. Потеря веры в собственный успех. Для ребенка характерна низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведением он показывает: мне все равно, и пусть плохо, и буду плохой.

 

Что же делать: постараться не реагировать привычным способом, т.е. так, как ждет от вас ребенок. Обычно образуется порочный круг: чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Надо перестать реагировать привычным способом и тем самым разорвать порочный круг. Потеря веры в собственный успех – самая трудная ситуация у отчаявшегося взрослого и разуверившегося ребенка:

-                     Перестать требовать «полагающегося поведения»;

-                     Сбросить на «ноль» свои ожидания и претензии;

-                     Найти доступный для него уровень задач;

-                     Нельзя допускать в его адрес никакой критики;

-                     Ищите любой повод, чтобы его поощрить.

 

И еще очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение. Он может, не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их, так что придется выдержать и это серьезное испытание.

 

Еще один важный аспект проблемы – это участие отцов в воспитании детей. Каждому ребенку отец нужен также как и мать.

Воспитывая трудного ребенка, также всегда нужно помнить о том, что тот уже вкусил сладость запретного, асоциального, он никому не верит, считает, что везде формализм и недоверие друг к другу. Изменить подобное отношение ребенка к жизни может лишь личность добрая, великодушная, широкая и, самое главное, умеющая что-либо делать мастерски.

 

Главное же на этом пути – родительская интуиция и горячее желание помочь ребенку, зная его проблемы.

 

Фотоматериалы