Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.
Основу девиантного поведения ребенка составляют нравственные отрицательные проявления и поступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи, и т.д.), принявшие характер систематических или привычных.
Выделяют следующие факторы, влияющие на возникновение отклоняющего поведения: биологические, семейное воспитание, культурные условия, обстановка в классе, школе. Все эти факторы тесно связаны между собой. И ни один из них не является единственной причиной отклоняющего поведения. Неполные семьи, ссоры родителей, разводы, враждебные взаимоотношения в семье увеличивают риск возникновения отклоняющего поведения детей. Факторы семьи неодинаково действуют на различных детей. В некоторых случаях дети в неполных семьях поддерживают хорошие отношения с обоими родителями, несмотря на их разногласия. И отклоняющее поведение возникает отнюдь не из-за присутствия этого фактора, а вследствие его взаимодействия с другим фактором повышенной индивидуальной восприимчивости к внешним воздействиям.
Ряд психологов подчеркивают роль школы в развитии отклонений в поведении. Существует несколько причин, которые могут породить отклоняющееся поведение: равнодушие к личности ученика, неоправдание ожиданий учеников, отсутствие последовательности в руководстве поведения. Обиду, враждебность, агрессию может вызвать отсутствие индивидуального подхода со стороны учителя. Причем у суровых авторитарных учителей чаще появляются дети с проблемами в поведении.
Возникновение отклоняющего поведения детей могут вызвать культурные факторы, включающие средства массовой информации, сверстников. Многие исследователи утверждают, что просмотр передач, пропагандирующих насилие и возрастание агрессии тесно взаимосвязаны. Молодые люди, а в особенности дети, как бы подражают тому, что они видят, особенно те из них, кто уже находится в зоне риска социальных и школьных проблем.
Плохие отношения со сверстниками, низкий статус или отверженность также являются весомыми факторами полного отхода школьника от норм социального поведения
Детей с девиантным поведением принято обвинять. В их поведении ищут злой умысел, порочные гены. На самом деле в число «трудных» попадают, не самые худшие, а особенно чувствительные и ранимые. Эти дети реагируют на жизненные нагрузки и трудности гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины поведения «трудных» следует искать в глубине его психики. Причина, как правило, не рациональная, а эмоциональная. Более того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Выделяют 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей.
- Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития эмоционального благополучия, то он находит способ его получить – непослушание. Взрослые сыплют замечания, ребенку это не очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакое. Родителям необходимо найти способ показать положительное понимание к ребенку.
- Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Детям трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Да, необходимо прививать детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, т.е. воспитывать. Вопрос в том, как это делать. Если замечания слишком частые, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличительны, то ребенок начинает восставать, и взрослый сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Главное – научить детей просчитывать шаги как можно дальше вперед. Трудно подавлять в себе желание навязать ребенку свое решение. Но гораздо большую пользу ему принесет такая фраза: «Давай вместе по-взрослому, спокойно обсудим эту твою проблему, а решение примешь ты сам». Дети получают удовольствие, когда пользующийся у них авторитетом взрослый по-деловому, без обвинений и упреков, без высокомерия обсуждает проблемы. Такой знак доверия особенно ценится.
- Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, родители постоянно ссорятся, несправедливые замечания. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «вы мне сделали плохо, пусть же и вам будет плохо».Родителям надо понять, чем обижен ребенок.
- Потеря веры в собственный успех. Для ребенка характерна низкая самооценка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведением он показывает: мне все равно, и пусть плохо, и буду плохой.
Что же делать: постараться не реагировать привычным способом, т.е. так, как ждет от вас ребенок. Обычно образуется порочный круг: чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Надо перестать реагировать привычным способом и тем самым разорвать порочный круг. Потеря веры в собственный успех – самая трудная ситуация у отчаявшегося взрослого и разуверившегося ребенка:
- Перестать требовать «полагающегося поведения»;
- Сбросить на «ноль» свои ожидания и претензии;
- Найти доступный для него уровень задач;
- Нельзя допускать в его адрес никакой критики;
- Ищите любой повод, чтобы его поощрить.
И еще очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение. Он может, не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их, так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Еще один важный аспект проблемы – это участие отцов в воспитании детей. Каждому ребенку отец нужен также как и мать.
Воспитывая трудного ребенка, также всегда нужно помнить о том, что тот уже вкусил сладость запретного, асоциального, он никому не верит, считает, что везде формализм и недоверие друг к другу. Изменить подобное отношение ребенка к жизни может лишь личность добрая, великодушная, широкая и, самое главное, умеющая что-либо делать мастерски.
Главное же на этом пути – родительская интуиция и горячее желание помочь ребенку, зная его проблемы.